Заключение.
В ходе проведённого исследования в целом удалось реконструировать семейные обряды Аджимских татар, бытовавшие во второй половине ХIХ- ХХ. Анализ изученных архивных и полевых материалов позволяет сделать несколько основных выводов:
Семейные и свадебные обряды в изучаемый период эволюционировали, сохраняя при этом черты эволюционной культуры. Темпы происходящих изменений не были одинаковыми и различались в каждом отдельном обрядовом комплексе. В наибольшей степени трансформации подвергался свадебный цикл. Он оказался наиболее чувствительным к политическим, экономическим, социальным, культурным преобразованиям в стране. Однако влияние этих процессов происходило с замедлением в силу консервативности деревенского быта. Господство патриархального уклада в экономике крестьянского хозяйства с середины 19 века – первой четверти 20 века тормозило модернизацию форм и содержание свадебной обрядности. На втором этапе (1930- 1960 г.) характер инноваций предопределила сталинская политика, в том числе коллективизация. На третьем этапе (1960-1970 – 1990 годы) на свадебную обрядность повлияли интенсивно идущие процессы урбанизации и унификации этнической культуры. При этом произошедшие изменения в большей степени касались брачных норм, традиционно входящих в сферу действия государственного нормативного законодательства ( брачный возраст, социальная гомогенность брачующихся, полигамия, межконфессиональные браки, развод, институт выкупа невесты). Вместе с брачными нормами и традициями новое качество приобретало содержание свадебных этапов.
Структура свадебных обрядов, напротив, оказалась более устойчивой к трансформации. Стремление сохранить старые формы, вероятно диктовалось желанием компенсировать утрату обычаев в новой политико – экономической ситуации и таким образом отдать дань традиции. Но и она к концу 20 века размывается. Русское влияние было обусловлено не столько личными контактами татар с представителями этого этноса, сколько государственными политическими и культурным воздействием. Его результаты особенно значимы были в советское время.
Итак, исследование еще раз подтвердило тот факт, что семейные и свадебные обряды являются динамической системой.
Изложенные мною материалы по этнографии Аджимских татар могут быть полезными в изучении с культурами других групп татар. Многие сведения могут быть успешно использованы для изучения других совершенно неисследованных аспектов культуры Аджимских татар. Надеюсь, что наша работа внесет частичку разгадки в историю происхождения и развития «загадочной» аджимской народности, возрождение и сохранение ее культуры.Я, как представитель нынешнего поколения глубоко почитаю память предков, передавших мне любовь к семье и к родному дому, ее обычаям и традициям, и обещаю сохранить все эти богатства и передовать своим потомкам.
Список использованной литературы.
Ахмаров Г. Свадебные обряды казанских татар [текст]: -Казань:ИОАИЭ, т.23, вып.1, 1907. – 21,28 с.
Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья [текст] – изд. Казанского университета. – Казань; 1973. – 149 с.
Лебедев В.С. Вятские записи [текст]: Кировское книжное издательство. – Киров; 1957. – 130-141с.
Луппов П.Н. История города Вятки [текст]: Кировское книжное издательство.- Киров; 1958. – 54-70с.
Мухамедова Р.Г. Новое в этнографических исследованиях татарского народа [текст] : Казань; 1978ю – 19-27с.
Сорокин П.М. Календарь и памятная книга Вятской губернии на 1897г. [текст]:- Вятка; 1896.-45-70с.
Тепляшина Т.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья [текст]: М.; 1967.- Вятка; 1896.-45-70с.
Энциклопедия земли Вятской [текст]: Т.1,кн.2: Села Деревни.- Киров: 2002.-446-447с.
Штейнфельд Н.П. Малмыжские татары их быт и современное положения [текст]: 572с.
Касимов Д.Г. Семейная обрядность чепецких татар (середина ХIХ- ХХ веков) Ижевск. Удмуртский институт, языка и литературы. УрОРАН .2003 г. 300с.,78-122с.