Мой родной татарский вятский мир
  ЗКК: О костюме
 
МОУ ДОД Дом детского творчества Малмыжского района
МОУ СОШ села Аджим
 
 
Нуриева Алсу
 
Особенности национального татарского женского костюма
 
 
 
Руководитель исследования: педагог дополнительного
образования МОУ ДОД ДДТ Асхатдинова Язиля Хазиахметовна
                                                                                        
Консультант: Нуриева А. М., завуч МОУ СОШ с. Аджим
 
2009
 
 

 
Введение
 
В очень интересном месте, на стыке двух регионов – Кировской области и республики Татарстан - располагается Малмыжский район и село Аджим, в котором живёт автор.
 
Считается, что село Аджим является исконно русским. Однако, в процессе исследования стали известны многие интересные факты. Удалось узнать, что первыми поселенцами села были марийцы, затем появились русские, а в 70-х годах ХХ века началось активное заселение татар. И появление их в данном населенном пункте связано с религиозными притеснениями на исторической родине и тяжелыми условиями жизни.
 
В нашем сельском поселении одна татарская деревня - Исаково, остальные татары расселились в с. Аджим, д. Исаево и д. Верхняя. В настоящее время в нашем многонациональном поселении проживает 1192 человека. Преобладают русские - 805 человек (67%), 4 % приходится на мари, удмуртов, и другие национальности. Татар проживает 353 человека, что составляет 29%.
 
За тридцать с небольшим лет татарское население утратило некоторые черты национальной традиционной культуры. Хотя до наших дней дошёл язык, на котором общаются татары, сохранились национальные обряды, письменность, вероисповедание (ислам), но в настоящее время татарский народный костюм практически не сохранился и исчез из нашего быта. А это означает, что мы лишились возможности каждодневного общения с предметами, воплотившими накопленный веками творческий опыт народа [3].
 
Может быть, в этом кроется одна из причин утраты художественного вкуса, что так часто явно сказывается в наше время, когда особый интерес стал проявляться к национальной одежде. Автора заинтересовал национальный татарский женский костюм, который остался в прошлом, на смену которому пришёл фольклорный татарский костюм. Эти и другие факты говорят об особой актуальности темы, которая интересна автору не только как исследователю, но и как наследнику данной культуры.
        
Автор впервые увидел настоящий национальный татарский женский костюм XX века в районном краеведческом музее, мысленно сравнила его с современным фольклорным костюмом. Они отличаются как небо от земли. Это и есть противоречие. Может ли такой костюм выполнятьпредначертанную ему роль носителя информации о нации? По мнению автора, нет.
         
Объектом исследования является такое явление, как исчезновение традиционного национального костюма, что связано с его вытеснением современной одеждой под влиянием моды.
          
Предмет исследования:национальный татарский женский костюм.
 
Проблема заключается в том, что,когда мы смотрим на фольклорный костюм, то испытываем чувство сожаления о том, что мы не знаем, каким был национальный татарский женский костюм, который является частью истории нашего народа.
          
Таким образом, была поставлена цель - изучить, собрать и систематизировать сведения об особенностях татарского женского костюма конца XIX – начала ХХ века, выявить его особенности и сравнить с современным костюмом.
           
Отсюда задачами исследования явились:
 
- дать полную и подробную характеристику национальному татарскому женскому костюму конца ХІХ – начала ХХ века;
 
- проанализировать полученные сведения и выявить возможность возрождения такого костюма;
 
- выявить и описать элементы, не упоминающиеся в литературе;
 
- сделать эскиз костюма для школьного музея.
 
Автор выдвигает гипотезу о возможности воссоздания и функционирования в повседневной жизни женского татарского национального костюма.                                           
         
Данная работа должна помочь восстановить облик женского национального наряда.
 
В своей исследовательской работеавтор использует теоретические и практические методы, которые служат источником для анализа, сравнения, обобщения полученных знаний и моделирования эскиза. Практические методы связаны с действиями исследователя. Это опрос, интервьюирование, беседа.          
 
Для написания работы автор использовал ряд устных и письменных источников и сделал их анализ. Очень много информации дал школьный музей д. Новая Смаиль, музей г. Малмыжа, библиотека им. Герцена, куда автор со своими одноклассниками ездил на экскурсии. 
 
Во-первых, автор узнал о костюме в целом и его особенностях. Во-вторых, автор узнал, какую роль играл костюм раньше и какую сейчас. Благодаря работе в библиотеке им. Герцена г. Кирова автор почерпнул очень много ценного материала.
                              
Встречи с сотрудниками музеев, со старожилами нашего села Фархутдиновой Н.С., Нуриевой Ф.Г., Фархутдиновым М.Ф. позволили узнать много нового о костюме.
 
Этапы работы:
 
Первый этап (ноябрь – декабрь 2007 года) – формулирование проблемы, изучение литературы. Автор вместе со своим классом посетил районный краеведческий музей, где нашел информацию для своей исследовательской работы. Ездил с классом в районную библиотеку, в школьный музей деревни Новая Смаиль на экскурсию.          
 
Второй этап (январь – декабрь 2008 года) - сбор сведений и систематизация полученных материалов, описание костюма и сравнение его с современным (фольклорным) костюмом, анализ полученных сведений, оценка результата работы по теме исследования.
 
Третий этап (апрель – май 2009 года) – обобщение и подведение итогов, вывод.
 
Четвертый этап (июнь 2009 года) – подготовка и показ презентации.
 
Новизна исследования  заключается в том, что автор изучает особенности национального татарского костюма в вятской глубинке, куда занесла судьба многих татар более полувека назад со своей исторической родины.
 
Теоретическая и практическая значимостьзаключается в том, что традиционный костюм – это не только исторический источник, помогающий ответить на многие вопросы этнического происхождения народа, не только ценный материал для ученых и художников различных специальностей, это еще и возможность приобщения к древней культуре многих народов самых широких масс населения. Поэтому сбор, хранение и научное изучение такого бесценного наследия, каким является народный татарский костюм - дело чрезвычайной важности.
 
 
 
  Сегодня были уже 10863 посетителей (15261 хитов) здесь! Асхатдинова Я.Х. (Малмыж, МОУ ДОД ДДТ); Беляков Л.А. (ГОУ ДОД КОЦДЮТиЭ)  
 
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно