1.Семейно-брачные отношения Аджимских татар. Краткая история появления на вятской земле «загадочной» татарской народности.
Только узнав свои истоки, / Мы узнаем своё предназначение.
Из основных источников «Повесть о стране Вятской», «Летописец Старых лет» и «Вятские временники», мы узнаём, что наша Вятская земля, подверглась колонизации ещё в 11 начале 13 века. Первыми были новгородские и Владимира суздальские поселенцы. Ранняя колонизация не нашла массового характера. Значительная часть нерусских племён постепенно уходила на юг и восток. Впервые татарский полк с ханом Ейтяком в 1000 человек появился на Вятке 1395 г. Судя по летописи, местные жители потерпели поражения и тогда по приказу Тохтамыша, были пересилены татары из Арской земли. Они обосновались на реке Нижней Чепце, с центром в селе Каушна и закрепили крупные участки земли и удмуртских крестьян. Стали вятскими феодалами, получили названия Арских князей. Этот отряд появился на территории и Малмыжской земли т. к. Арское поселение находилось на расстоянии 90 километров.
Официально татарские поселения появились в Вятке в 15 веке, когда русское войско Ивана третьего совершило поход на казанское ханство. Казанский хан Ибрагим в ответ на нашествие Московского войска совершил, внезапный набег на Вятскую землю разгромил русские поселения и захватил в плен мирных жителей. Так происходит слияние двух культур: Вятчане подписывают соглашение, по которому обязались жить, мирно не нападать ни на Москву, ни на Казань, чтобы договор исполнился хан, Ибрагим взял с Вятки заложников, которые вместе с захваченными татарами были уведены в Казань. Мир воцарился на земле, и игрались татарские свадьбы.
Казанским феодалам всегда были по душе богатые Вятские земли они сами совершали походы на Вятку, и даже местные жители марийцы и удмурты подстрекали нападать на русских и Вятичи жаловались на разорение от «татар» и от «Черемиской войны». В ходе, которой значительные силы были направлены из Москвы. Они двинулись от Волги до Вятки, через Арск и Уржум.
Татарстанские и марийские земли прочно вошли в состав России. Значит, и наша Малмыжская земля стала родиной не только русских, но и татар. Сложились первые этнические семьи со своими обрядами и традициями первые, из которых были свадьбы.
1.2.Семейный быт Аджимских татар.
Семья всегда высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. По переписи 1897 году, среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступал в брак лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин. Брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляло тогда 61,2%. На протяжении последующих периодов исторического развития общества в силу действия различных факторов, в том числе последствий двух мировых войн, показатели брачности менялись. В 1926 году в браке состояло 58% татарок старше 16 лет, в 1959 году – 48, 6% , в 1970 году – 55, 7%, в 1979 году – 54,3%. [ .С.219]. В селах уровень брачности несколько ниже, чем в городах. В целом уровень брачности у татар ниже аналогичных показателей в среднем по Российской Федерации и в государствах СНГ.[ .С.219].
В прошлом семья являлась единственной возможностью формой полнокровного функционирования крестьянского хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Брачное поведение жестко регламентировалось господствующей моралью того времени. Среди Аджимских татар, как и среди других, исповедовавших ислам, вступления в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».(См. прилож. №1).
Среди татар-кряшен вступления в брак также считалось необходимым и естественным. По свидетельству исследователя быта кряшен С.М.Матвеева, карт кыз (старых дев), а также мужчин- холостяков у них не было, исключает совсем неспособных к брачной жизни.
Среди критериев брачного выбора немаловажное, если не первостепенное, значение имеет национальная принадлежность жениха и невесты. Брачный выбор татар, как правило, ограничивался лицами своего социального круга и своей национальности.
Ориентации на национально однородные браки складывались под влиянием многонациональных причин (однонациональный состав поселения, сравнительно замкнутый образ жизни и др.). Этнической эндогамии способствовали и религиозные предписания в вопросах семьи и брака, поддерживаемые царской администрации. Так по законам Российской империи лицам православного и католического вероисповедания воспрещалось вступать в брак с нехристианами. Коран категорически не запрещал браки мужчин-мусульман с женщинами не мусульманского вероисповедания, (женщины- мусульманки по шариату были решены такого права), но на практике такие браки сурово осуждались и жестоко преследовались. Отсутствовали брачно-родственные связи между татарами - кряшенами и казанскими татарами, хотя дружеские отношения поддерживались. Однако браки татар и с другими мусульманскими народами встречали препятствие со стороны царской администрации. Указом от 11 февраля 1736 г. были запрещены браки татар с башкирами без челобития и без разрешения казанского губернатора. За разрешение такого брака с каждой свадьбы взималось в казну по драгунской лошади, с женившихся без разрешения брали две лошади, за повторную вину нарушителя отправляли в ссылку.
Современные брачные союзы заключаются, как правило, по любви, на основе свободы выбора будущего супруга. В определённой степени в современном браке татар национальная предпочтительность сохраняется. Татары достаточно активны при заключении межнациональных браков; причём если до 1970х годов сохранялись традиции преимущественно мужской межнациональной брачности, то ныне эти показатели выравниваются, а подчас женщины вступают в межнациональный брак чаще мужчин. В Аджиме в начале 1990х годов вступали в межнациональный брак около 10% женихов- татар 17% невест- татарок среди брачащихся. У нас за эти два десятилетия доля межнациональных браков увеличивалась более чем в 3 раза, составив к 1980г. 30,8% всех заключенных в 2008 году браков. К 1999г. Межнациональной брачности в Аджиме достиг 47%, а до 1990-х годов здесь наблюдается чёткая тенденция роста доли национально- смешанных семей. Например, в нашем селе молодежь сейчас не наблюдает стремления выбрать будущего супруга или супругу за пределами своего села. Как показывает материалы опроса, осуществлённого в 1980г. В ряде сел Татарстана, две трети обследованных сельских брачных союзов заключены между уроженцами одного села. Не играет определяющей роли социальное и материальное положения родителей юноши и девушки. Сейчас важное значения имеет уровень образования и квалификации будущего супруга. Однако первостепенными для современного брака у татар, как и у других народов, является личные качества будущих супругов, в первую очередь, особенно в сельской местности, традиционно ценимые в крестьянской семье трудолюбие, хозяйственность. Столько же высоко ценятся личные качества морально- этического плана - доброта, заботливость, причём считается, что эти качества, способствующие созданию благоприятного психологического климата в семье, несколько больше необходимы женщине. Для мужчин важными считаются качества морально- волевого характера - решительность, самостоятельность. При заключении брака современные молодые люди руководствуются, прежде всего, собственным желанием, но часто при этом учитывается и мнения родителей.
У татар, как и у многих других народов, прежде существовал обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестёр при вступлении в брак. Опережением младшими старших по возрасту происходило чрезвычайно редко, при каких- либо исключительных обстоятельствах. В современных условиях очерёдности вступления в брак строго не придерживалось, хотя они всё же считается предпочтительной, особенно в сельской местности.
Возраст, вступления в брак юноши и девушки в прошлом был различен: девушки выходили замуж в основном в 19-22 года, юноши женились чаще в 23-25лет, но нередко они вступали в брак в 26-30 лет.
Несмотря на предписания ислама и в отличии от других мусульманских народов ранние браки не были характерны для татар. Во время переписи 1897 г. специально отмечалось: «Браки в более раннем или даже очень несовершеннолетнем возрасте, возможные среди магометан, как не противоречащие их обычаям и религиозным воззрениям, представляют собой в Казанской губернии исключительно редкое явление».[ .С.300].
1.3 Характеристика семейно-брачных отношений в Аджимских семьях.
Семейно брачные отношения всегда были очень сложными и ответственными. Толстой сказал: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья не счастлива по-своему».
Дать характеристику семейно-брачных отношений в Аджимском поселении – неоднозначно. В основном у нас семьи полные. Есть такие, где живут деды, отцы и внуки. Например, семья Шафигуллиных в деревне Исаково. В таких семьях брачные узы крепче, потому что, у них перед глазами пример старшего поколения. Немало в Аджиме и смешанных браков. Например, семья Вильдановых в селе Аджим, где папа татарин, а мама русская. В таких семьях нет разногласий по национальности, поэтому здесь одинаково уважают обычаи и обряды всех национальностей. В семьях, проживающих в нашей местности, между супругами наблюдается равноправие. Но это не означает, что нет в семье чисто женских и чисто мужских обязанностей. Мужчины выполняют более тяжелую работу, женщины хлопочут по дому и в огороде. Но заготовка сена, уборка картофеля - это совместный труд, который длится несколько дней. По моему мнению, семейно брачные отношения в сельской местности гораздо прочнее, чем в городе.
Формирование семьи и её состав. Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношение.(См. прилож.1). Изменяются нормы и законы, роли членов семьи, формы и методы воспитания детей, представления о значимости в обществе. Одно - остаётся неизменимым - люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях. Попробуем разобщаться, почему же при всех изменениях и нововведениях нет и речи об отмене семьи как формы устройства и существования общества.
По-разному решался и решается вопрос создания семьи. Раньше у большинства народов, в том числе и у татар, не было принято спрашивать у будущих супругов их согласия на вступление в брак, иногда они впервые видели друг друга лишь на свадьбе. (См. прилож. 2). Обычно решающую роль играли родители, подбиравшие «достойную» кандидатуру, а дети не могли им перечить, потому что их положения в обществе зависело от воли старших в семье. (См. прилож. 3). Иногда поиск будущих супругов возлагался на особых людей, которые собирали все сведения о возможных кандидатах и формирование пары. В Индии же подчас решающую роль играла дата рождения - совместимость супругов определялось гороскопом. Ещ сто лет назад богатства жениха предопределяло, участь девушки и не редкостью было, видеть молоденьких жён у дряхлых стариков. Времена меняются, и теперь в большинства стран законы запрещают принуждать к браку. Но и сейчас мнение родственников является очень важным и зачастую определяющим.
В древности браки заключались в очень раннем, с нашей точки зрения, возрасте, но и средняя продолжительность жизни была тогда значительно короче. В Междуречье, например, девочка, достигшая 10 лет, считалась пригодной для замужества, а мальчику нет. В Древнем Риме законом был определён минимальный брачный возраст; для девочек - 12 лет, для мальчиков - 14 лет. Император Август даже издал указ против безбрачия, по которому не вступившие к 20 годам в брак могли быть оштрафованы или даже изгнаны из страны. Сейчас государство уже не вмешивается так активно в семейные отношения, хотя также понимает их важность и значимость.